elena_nkz@mail.ru
https://sho106.ucoz.net/
ЗРИ в корень...
Большинство впечатлений от предметного мира для слепого – контактное, основанное на осязательном обследовании объектов. Поэтому перед родителями, педагогами встает задача помочь своим воспитанникам овладеть способами обследования предметов, усвоить приемы осязания, научить оценивать те впечатления, которые они получают от сохранных анализаторов (осязание и нарушенное зрение). — (мышечно-суставная) чувствительность.
Кожная чувствительность – это сложный комплекс ряда ощущений:
Тактильных (прикосновение или давления);
Температурных (тепловых и холодовых);
Вибрационных (возникает при воздействии на кожу быстро следующих друг за другом прерывистых раздражений: вибрирующих предметов (напр., камертона, вибратора), прерывистой струи воздуха и т. п.).
Болевых. Механизмом кожных ощущений является деятельность кожномеханческого анализатора, который состоит из кожно-осязательных рецепторов (тельца Мейснера и тельца Меркеля) расположенных в кожном покрове и на поверхности волосяных луковец, нервные волокна (проводящие нервные пути), затем сигнал поступает в продолговатый мозг, зрительный бугор в кору больших полушарий(заднюю центральную извилину).
Программы по развитию осязания и мелкой моторики обеспечивают достижения следующих результатов:
владение мелкими точными скоординированными действиями рук;
совершенствование обследовательских навыков, умения использовать мышечно-суставное чувство и мелкую моторику в учебно-познавательной деятельности (в том числе для освоения рельефно-точечного шрифта Л. Брайля) и в повседневной жизнедеятельности;
умение использовать осязание для получения знаний о живой и неживой природе, формирования целостных представлений о предметах окружающего мира;
овладение осязательными навыками и различными способами осязательного обследования; овладение культурой осязательного обследования, развитие кожной чувствительности.
Развитие зрительных функций для адекватного восприятия основных свойств предметов;
Развитие восприятия простых изображений, количественных и пространственных соотношений;
Развитие восприятия сложных сюжетных рисунков;
Накопление и обогащение запаса зрительных представлений;
Развитие способности использования накопленных представлений в различных видах предметно-практической деятельности;
Расширение знаний о возможностях сохранения и развития нарушенного зрения; формирование навыков рационального использования зрения с учетом его охраны.